Публикации

Важность лечебной шинастики для детей с ДЦП

ДЦП является серьезным заболеванием, которое парализует центральную нервную систему. Недуг возникает по разным причинам, и возможно его проявление уже в утробе матери.

ДЦП
ДЦП

О ДЦП

Болезнь формируется при поражении некоторых отделов головного мозга, а также сильно влияет на развитие двигательной системы, координации, возникает нарушение тонуса всех групп мышц. Лечение недуга длится в течение многих лет и направлено на восстановление всех важных функций.

В первую очередь, нужно заниматься с ребенком лечебной физкультурой для того, чтобы привести в норму двигательные функции. В этот период родителям необходимо запастись огромным терпением, ведь ребенок с таким диагнозом не может запоминать движения сразу.

При лечении ДЦП применяется лечебная физкультура для детей с ДЦП. Это целый комплекс мер, в который входят обязательно ежедневные оздоровительные занятия, так как одними лечебными препаратами болезнь не вылечить. Целью лечебной физкультуры является обучение малыша правильному движению, умению запоминать простые движения.

Самым лучшим возрастом для начала занятий считаются первые месяцы жизни. При регулярных занятиях адаптивной физкультурой для детей с ДЦП и правильном уходе у ребенка есть все шансы на полноценную жизнь.

Большинство родителей, которые сталкиваются с данной проблемой, не знают, что такое ЛФК и как правильно заниматься с такими детками. ЛФК – это комплекс оздоровительных занятий, который направлен на восстановление всех функций организма.

Для детей с данным синдромом разработаны специальные методики, которые не дают прогрессировать заболеванию. Также систематические занятия позволят ребенку научиться контролировать свое тело, познать окружающий мир, привести мышцы в тонус.

Главными задачами комплекса оздоровительных занятий является возможность научить малыша самостоятельности, обучить движениям, которые необходимы ему для самостоятельной жизни, чтобы в дальнейшем ребенок с детским церебральным параличом мог уметь обслуживать себя сам.

Поначалу у таких детей не получается выполнить все движения точно, однако со временем они становятся более совершенными. Самое главное – это терпение родителей и регулярные занятия с детьми.

В процессе занятий должен отсутствовать пассивный отдых. Необходимо стараться, чтобы малыш всегда находился в движении.

По мере того, как ребенок осваивает программу физических нагрузок, их необходимо увеличивать. Делать это стоит постепенно для того, чтобы у ребенка не возникало стрессовых ситуаций. Также движения не должны приносить дискомфорт.

С раннего детства при занятиях с ребенком нужно вести непрерывное общение. Хорошо, если родители выучат детские стихи, потешки, песенки – это улучшит эмоциональное состояние малыша во время лечебной гимнастики, позволит наладить контакт между ним и взрослым.

Каждый ребенок особенный, поэтому занятия тоже носят индивидуальный характер. Как правило, лечебную физкультуру назначает лечащий врач, который учитывает возраст, психоэмоциональное состояние и стадию развития болезни. Важно помнить, что занятия проводятся с самого рождения – в таком возрасте органы ребенка наиболее восприимчивы для восстановительной работы.

Виды занятий

В зависимости от индивидуальных особенностей организма, доктора назначают для детишек разные виды упражнений. Однако все они направлены, в основном, на восстановление функций опорно-двигательного аппарата. Поэтому для терапии используются специальные упражнения. Для восстановления двигательных функций очень полезными будут занятия в воде.

В комплекс занятий обязательно должны быть включены упражнения на связках, направленные на расслабление мышечных тканей, а также на развитие суставов.

Родители также обязаны учитывать, что даже при наличии недуга малыш остается ребенком, и все занятия должны проходить в форме игры. Ведь главной деятельностью в таком возрасте остается игра, через которую чадо познает окружающий его мир.

Значение упражнений

Нельзя недооценивать значение оздоровительных физических нагрузок. Ведь все они направлены на полноценное развитие и формирование организма. Необходимо нормализовать и восстановить работоспособность мышц, тканей, суставов.

Физическая активность позволяет нормализовать кровообращение, что влияет на улучшение работы нервной и сосудистой системы. Также терапия направлена на недопущение формирования спаек в тканях, но если они все же образовались, то при помощи специальных упражнений можно максимально облегчить повседневную деятельность ребенка.

Так как у малышей с данным недугом тонус в конечностях не развит, врачи настоятельно рекомендуют включать в оздоровительную гимнастику специальные упражнения, которые помогут укрепить ткань мышц и развить координацию движений.

Помимо этого, оздоровительная физкультура помогает бороться с различными видами патологий, к примеру, с искривлением позвоночника, что очень часто бывает у таких детишек. К сожалению, не существует методик, которые могут восстановить функции головного мозга. Однако возможно приспособить ребенка к нормальной жизни.

При условии правильного и грамотного лечения и выполнения всех рекомендаций врача, возможно, что те участки нервной системы, которые не были повреждены, смогут полноценно функционировать.

И, следовательно, у ребенка есть возможность нормального существования в социуме и самостоятельного самообслуживания, т. е. без посторонней помощи. Также в комплексе занятий должны присутствовать упражнения, которые способны развивать зрительное и тактильное восприятие малыша.

Примерная программа

Противопоказаний для проведения оздоровительных физических упражнений нет. Однако они должны быть согласованы с лечащим врачом и направлены на коррекцию именно тех проблем, которые существуют у ребенка. Не рекомендуется проводить физическую нагрузку, если у ребенка наблюдаются судороги и внутричерепное давление повышено.

Комплекс занятий при диагнозе ДЦП должен включать в себя следующие виды упражнений:

  1. фиксация положения. Специальными шинами у ребенка фиксируются конечности для того, чтобы не допустить их искривления;
  2. при занятии необходимо включить упражнения на ходьбу;
  3. развитие мышечной ткани пресса и спины. Для этого выполняются специальные упражнения на поднятие из наклонного положения. Этот вид необходим для обучения ребенка удержанию равновесия;
  4. необходимо несколько упражнений, которые позволяют тренировать выносливость и силу воли;
  5. растяжение суставов и мышц. Упражнения направлены на растягивание конечностей, важно со временем увеличивать интенсивность выполнения;
  6. также должен присутствовать массаж, который направлен на сгибание и разгибание суставов ног и рук;
  7. расслабление конечностей. Здесь используются специальные фиксаторы, которые позволяют уменьшить непроизвольную активность мышц и снять повышенный их тонус.

Если у малыша имеется астеническая форма ДЦП, то упражнения необходимо выполнять беспрерывно. Доктор назначает специальный курс, который помогает снять данное нарушение.

В том случае, если у чада отсутствует данный вид недуга, то все занятия выполняются с небольшим перерывом для того, чтобы он немного передохнул и набрался сил.

По времени все занятия длятся недолго. Нельзя допускать сильного переутомления, так как это может отразиться на эмоциональном и психическом состоянии малыша.

При развитии анатомического вида недуга в комплексе должно присутствовать как можно больше упражнений, которые оказывают влияние на развитие координации.

Упражнения для двигательных функций

Все ниже приведенные упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата:

  1. нужно сесть на пятки. Родитель встает перед ребенком так, чтобы его ручки оказались на взрослых плечах. Руки папы или мамы должны зафиксироваться в районе тазобедренной части малыша. Из такой позы необходимо сделать попытки встать на колени;
  2. поставить на колени. Взрослый берет ребенка за подмышки и движется с ним в разные стороны. Задача данного упражнения заключается в том, что чадо должно научиться самостоятельно распределять центр тяжести на конечности. При выполнении задания необходимо одну ногу отрывать от поверхности пола, при этом руки должны разводиться в разные стороны;
  3. малыша сажают на корточки. Родитель встает со спины и постепенно надавливает на конечности. После необходимо совершать наклоны вперед. Это необходимо для того, чтобы конечности начали разгибаться;
  4. при выполнении упражнения потребуется стул. На него сажают ребенка. Задача взрослого — встать впереди ребенка, лицом к нему, прижать нижние конечности к полу, при этом взять ручки малыша в свои ладони. Необходимо тянуть верхние конечности вперед и вверх для того, чтобы стимулировать кроху самостоятельно встать со стула;
  5. малыша необходимо поставить на ножки, при этом одна должна быть выдвинута вперед. Родитель аккуратно должен толкать малыша сзади. Данный вид занятия необходим для того, чтобы ребенок научился координировать свои движения, а также удерживать равновесие;
  6. поставить на ножки и пытаться тянуть кроху в разные стороны. Необходимо для того, чтобы заставить самостоятельно начать движение;
  7. положить дитя на спину на твердую поверхность. Затем начать давить стопами на нее. Упражнение способствует развитию навыка опорной деятельности.

Упражнения для развития мышечной системы живота

Чтобы укрепить мышцы живота специалисты предлагают использовать для занятий лечебной физкультурой следующие виды упражнений:

  1. нужно посадить малыша себе на коленки. Спинка должна быть прижата к груди взрослого. Следует выполнять неспешные наклоны в сторону. При этом надо обязательно зафиксировать нижние конечности, чтобы они не могли проявлять активность. Данное упражнение позволяет почувствовать ребенку уверенность. Однако не стоит сильно переживать, если чадо не может сразу встать самостоятельно. При регулярном выполнении он постепенно этому научится;
  2. необходимо положить ребенка на спину, ручки должны быть плотно прижаты к туловищу. Ногами выполнять взмахи, которые помогут самостоятельно перевернуться на животик и вернуться в исходное положение. Важно, что руками нельзя помогать – они постоянно должны находиться в одном положении;
  3. малыша кладут на спину, и выполняется комплекс дыхательных упражнений. Он должен сделать вдох, а затем выдох, одновременно втягивая животик.

Для того чтобы закрепить результаты вышеописанных упражнений, необходимо выполнять занятия на развитие и растягивание мышц:

  1. данное занятие позволяет придать гибкости позвоночнику. Для его выполнения необходимо посадить малыша на пол. Он должен вытянуть вперед ножки так, чтобы тело располагалось под прямым углом. Руки вытянуть вперед, после сделать глубокий вдох, а на выдохе пальчиками попытаться дотянуться до нижних конечностей. Выполнение данного упражнения значительно улучшит кровообращение, а также повлияет на развитие спинного мозга;
  2. малыш ложится на пол, а руки располагает вдоль туловища. Задача его — с помощью рук поднять вверх тело. Голова при выполнении запрокидывается назад, а ножки должны быть зафиксированы вместе и не двигаться. Родителям обязательно нужно следить за тем, как кроха дышит. Занятие способствует развитию тонуса мышц, а также улучшает работу сердечно-сосудистой системы;
  3. необходимо лечь на спину, ножки должны быть соединены. Малыш должен поднять ноги вверх, при этом они должны оставаться прямыми. Затем нужно опускать их к полу. Комплекс позволяет не только улучшить состояние позвоночника, но и разработать мышцы рук и ног.

Упражнения для развития суставов

Чтобы укрепить суставы, рекомендуется включать в комплекс занятий следующие физические упражнения:

  1. положить малыша на спину, одну ножку оставить неподвижной, а другую начать сгибать в коленях;
  2. кладут кроху на один бок, при этом одну часть тазобедренного сустава отводят. При выполнении обязательно нужно немного согнуть ноги;
  3. кроха ложится на твердую поверхность так, чтобы нижние конечности с нее свисали. Задача — медленно производить сгибание;
  4. из позы, лежа на полу, необходимо поднять ногу вверх – сначала ее согнуть, а потом попытаться выпрямить;
  5. для выполнения потребуется валик. Малыш ложится на твердую поверхность животиком вниз, дополнительное оборудование помещается под грудной клеткой. Взрослый берет за руки и делает пружинящие движения;
  6. надо положить чадо на спинку. Лицо должно быть развернуто в сторону верхней конечности, затем ее необходимо сгибать.

Для развития мышц тела и шеи

Для коррекции врачи советуют выполнять с малышом следующие занятия:

  1. положить его на пол спиной, при этом туловище должно поддерживаться с обеих сторон. Затем можно производить легкие раскачивания из одной стороны в другую. Родители должны обратить внимание на то, чтобы при выполнении не возникало дискомфорта. Также можно сменять покачивания тела на комплексы, предусмотренные для шеи;
  2. положить его на левый бочок, руку с этой стороны поместить под головой, а правую расположить вдоль туловища по прямой. Затем родителю необходимо аккуратно толкнуть его вперед, чтобы он упал на спину. Задача — удержать исходное положение всех конечностей;
  3. чтобы выполнить комплекс, понадобится кресло с подлокотниками. Чадо сажают в него, а руки кладут на выступы. При помощи родителя выполняются движения туловища в разные стороны. Важно, что кроха не должен сопротивляться движениям.

Родителям необходимо учитывать, что кроха обязательно должен зафиксировать головку во время несамостоятельных упражнений, а по завершению выполнения занятий может произвести расслабление всех конечностей.

Дыхательные упражнения

Без них не обходится ни одно занятие по лечебной физкультуре, но предварительно необходимо произвести согласование с лечащим врачом ребенка.

Родители должны научить малыша делать глубокие вдохи и выдохи. Для начала сам процесс должен выполнить взрослый, при этом необходимо несколько раз медленно показать, как правильно производить действия. Для выполнения задания можно использовать детскую игру в мыльные пузыри, где следует выполнять активные дыхательные действия.

Внимание! Улучшить дыхание можно с помощью музыкальных инструментов или пения. Можно научить выполнять глубокие вдохи, а на выходе издавать звуки.

Можно выполнить упражнение в форме игры. Под счет ребенок вдыхает и приподнимает верхние конечности или, наоборот, по команде их опускает.

Как правило, такие занятия очень нравятся детям. Они позволяют не только обучить их правилам выполнения дыхательной техники, но и улучшают эмоциональное состояние.

Развитие мимики

Дети с диагнозом ДЦП не могут самостоятельно распознавать чувства других людей, поэтому родители обязательно должны научить их эмоционально реагировать на разные ситуации.

В дальнейшем это поможет им избежать затруднительных ситуаций, а, следовательно, не повлияет на психическое и общее состояние здоровья.

К сожалению, кроха не может осознавать природу эмоций. Взрослый должен научить имитировать их:

  1. развитие навыка интереса. Показать на своем примере, как проявляете внимание к чему-либо. Затем попросить кроху повторить. При этом обязательно нужно рассказывать и объяснять логически все свои действия;
  2. научить состраданию. Мама или папа имитируют приступ сильной головной боли, после попросить ребенка повторить данную эмоцию;
  3. научить гневаться. Постараться вместе с ребенком вспомнить, как сердится один из родителей;
  4. отвращение. Попробовать вместе с малышом представить, что он употребляет что-то невкусное из еды;
  5. удовольствие, счастье. Показать на своем примере или домашних животных;
  6. страх. В виде сюжетно-ролевых игр представить, что герой сказки потерял свое жилье и не может его отыскать;
  7. стыдливость. Вспомнить какой-то случай и вызвать у ребенка стыд, а затем рассказать, что необходимо в данном случае просить у людей прощенья.

Занятия в бассейне

Детям, которые страдают данным недугом, рекомендуют регулярно заниматься в бассейне. Вода обладает весьма хорошими лечебными свойствами. В ней ребенок может полностью расслабить конечности, зарядиться энергией.

Вода способна снимать сильный мышечный тонус.

Врачи советуют водные процедуры, как метод борьбы с различными стрессовыми ситуациями. Для некоторых малышей вода является главным помощником в борьбе с депрессивным состоянием.

Доктора отмечают, что при сочетании комплекса лечебных физических нагрузок с водными процедурами, состояние ребенка значительно улучшается. При занятиях в воде существуют определенные виды упражнений, также делается специальный массаж.

Производить процедуры в бассейне должен специалист.

Для улучшения психического состояния можно использовать занятия в дельфинарии. Учеными доказано, что данный вид животных способствует улучшению состояния больного.

Занятия на тренажерах

Для успешного лечения необходимо заниматься на специальных тренажерах, а также регулярно делать массажные процедуры.

Для начала можно использовать резиновый коврик с пупырышками. Ребенка необходимо положить на спину, а ручками он может трогать поверхность предмета. Таким образом, развивается тактильный контакт. Родитель в это время может произвести массаж нижних конечностей.

Можно сшить из хлопкового материала игрушку и наполнить ее любой крупой. Такая вещь будет развивать хватательные рефлексы и мелкую моторику рук.

Как и всем детям, им необходимо заниматься в прыгунках и ходунках. Однако данные предметы должны соответствовать требованиям детей с синдромом ДЦП. Все крепления и материал должны быть качественными и прочными, ведь у детишек плохо развита координация, и в случае падения они не смогут себя защитить.

Также хорошим способом развития и восстановления организма является бассейн с мячиками. В нем ребенок может расслабиться, щупать предметы и просто получать удовольствие. Однако не стоит использовать непрочные материалы, которые надо надувать. Из такого бассейна ребенок может случайно выпасть. Каркас должен быть выполнен из прочного материала.

Все тренажеры можно выполнить в домашних условиях. Главное, чтобы они соответствовали требованиям безопасности и не наносили малышу увечий. Если он не желает выполнять какое-то действие, то родителю обязательно надо уговорить его выполнить.

Однако, чтобы вызвать интерес, необходимо преподносить все в виде игры. Тогда кроха сможет с радостью делать сложные упражнения.

Для занятий можно использовать шведскую стенку. Благодаря такому спортивному элементу ребенок может развивать разные части тела, укреплять мышцы. С его помощью удастся разрабатывать конечности – существует большое количество действий, которые можно выполнять на шведской стенке.

Однако одного ребенка на ней нельзя оставлять. Все действия производятся только под присмотром взрослого. Самостоятельное выполнение может нанести травмы. Как правило, данное оборудование выполняется из дерева.

При выполнении разных действий можно использовать специальное оборудование – тренажер Гросса. Данная разработка просто незаменима для детей с синдромом ДЦП, так как он разработан так, что в нем невозможно упасть и нанести себе травму.

Корсет благоприятно влияет на восстановление и исправление осанки. С его помощью чадо может учиться многим движениям. Самое главное — малыш обучается правильной ходьбе, нередко корсет используют при занятиях на различных тренажерах. Он отлично подходит и для езды на велосипеде.

Заключение

Не стоит ожидать моментального улучшения здоровья. Только при регулярных и систематических занятиях может произойти положительный эффект. Для полноценного лечения необходимо использовать не только занятия спортом, но и принимать медикаменты, выполнять ежедневно массажные процедуры. Также с взрослением ребенку понадобятся специальные логопедические занятия, которые помогут восстановить и развить правильную дикцию.

Для каждого малыша подбираются индивидуальные занятия, в зависимости от стадии недуга. И самое главное — помнить, что ДЦП – это не приговор для ребенка, с данным недугом необходимо бороться. При грамотном лечении у ребенка есть все шансы на полноценное существование в социуме.

Опубликовано 29 сентября 2017 в 23:42
Обновлено: 21 сентября 2023 в 23:08
Рубрика: Публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности