Особенности и примеры занятий ЛФК с детьми

Движение – это жизнь. Но иногда для детей недостаточно их возрастной подвижности, чтобы предупредить заболевания. Кроме того, лечебная физкультура решает проблемы развития детей, стимулирует гармоничный рост, прививает любовь к подвижному образу жизни.

Что такое ЛФК

ЛФК – это лечебная физкультура, в которую входят физические упражнения, направленные на общее укрепление всего организма и решающие конкретные проблемы пациента программы. Занятия такой физкультурой для детей проводятся  инструктором со специальным образованием и часто по назначению лечащего врача. Практически любая травма и большинство заболеваний могут являться показаниями к назначению курса ЛФК, так как нагрузки всегда строго определенные, не имеют возрастных ограничений.

Показаниями для курса лечебной физкультуры являются ослабление или полное истощение какой-либо функции организма, период реабилитации после травм, в том числе родовых.

ЛФК – это качественный метод лечения и профилактики, который не требует фармакологической поддержки, не имеет негативных побочных действий. Индивидуально подобранный для пациента комплекс упражнений мягко стимулирует определённые группы мышц, не создавая чрезмерной физической нагрузки.

Особенности и преимущества

Лечебная физкультура отличается от обычной, так как это лечебно-профилактическая дисциплина. Она не требует от детей полной самоотдачи, спортивных успехов и результатов, а решает конкретные проблемы организма.

Важно! Если маленькому пациенту назначили пройти курс ЛФК, даже в дополнение к основному лечению, не следует пренебрегать им. Зачастую физкультура дает лучший эффект, чем традиционные лекарства. ЛФК не вызывает устойчивости, как многие препараты.

Правила проведения мероприятий

Курс ЛФК составляется по индивидуальной для каждого маленького пациента схеме. Если занятия необходимо продолжать дома, родители должны следить за тем, как ваш малыш выполняет упражнения, как готовится к ним. Для малышей важно упражняться в игровой форме, тогда это не будет их утомлять.

  1. Все мероприятия с применением методов ЛФК происходят вне обострения заболевания. У ребенка должно быть удовлетворительное самочувствие.
  2. Занятия происходят в удобной спортивной одежде, которая пропускает воздух, не стесняет движения.
  3. Помещение должно быть хорошо проветренным, пол – не скользкий.
  4. Начинать программу следует постепенно, с небольшого количества повторов; браться за упражнения можно в два подхода: утром и вечером. Со временем предпочтительно будет перейти только на тренировки в первой половине дня.
  5. Занятие начинается с лёгкой разминки. От простых движений переходить к сложным.
  6. Все движения осуществляются медленно, плавно, без рывков.
  7. Если ребенок ощущает резкую боль, выполнение упражнений следует прекратить.
  8. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями, небольшой растяжкой. У грудных детей в начале и в конце комплекса должны быть расслабляющие поглаживания.
Внимание! Лечебная физкультура обычно не является самостоятельным методом лечения и требует дополнительных рекомендаций врача.

Курс ЛФК подстраивают под потребности конкретного пациента. Физкультура для детей со сколиозами или нарушениями осанки укрепляет мышцы спины, при заболеваниях органов дыхания способствует укреплению диафрагмы и насыщению крови кислородом. У детей с церебральным параличом способствует увеличению подвижности в суставах, координации. Детям младшего возраста с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) помогают в расслаблении мышц, растяжке. Вследствие хорошо проведенной реабилитации нарушения центральной нервной системы будут, по возможности, компенсированы.

Занятия ЛФК с детьми старшего возраста, страдающими ДЦП, включают обучение самообслуживанию. Дети осваивают простейшие бытовые и трудовые навыки, впоследствии могут сами выполнять мелкую работу по дому.

Кроме профилактики и лечения, ЛФК для детей также борется с распространенной в наше время гиподинамией среди подростков, способствует адаптации к условиям коллектива (детский сад, школа), укрепляет мышцы живота, улучшает аппетит и пищеварение, формирует правильную осанку, повышает иммунитет.

Описание комплексов упражнений

Существует несколько видов упражнений, которые используются в медицине:

  1. Активные, которые дети выполняют сами.
  2. Пассивные – это упражнения, которые требуют воздействия. Как правило, они применяются, когда малыш не в состоянии заниматься сам, – груднички, дети с ДЦП или другими тяжелыми повреждениями центральной нервной системы.
  3. Рефлекторные. Это упражнения, которые вызваны воздействием на рефлексы (сгибание, сокращение). Применяются, в основном, для детей до 1 года.
  4. Статичные: малыш принимает и удерживает позу несколько секунд.

По своему характеру упражнения могут быть дыхательными, координационными, растягивающими, коррекционными. Занятия ЛФК для детей могут продолжаться дома, если это рекомендовано, по видео или по инструкции специалиста.

Возможная схема комплекса для детей от 6 месяцев до года

Такие занятия с грудничками нужно осуществлять в теплом помещении, когда младенец раздет, теплыми чистыми руками.

  1. Ласковые поглаживания по всему тельцу от центра к периферии: руки – от плеч к кисти, ножки – от пояса к стопам, спинка – снизу-вверх, животик – основанием ладони по часовой стрелке.
  2. Скрещивание рук на груди.
  3. Рефлекторное сгибание корпуса. Положить малыша на бок, ногами к себе. Двумя пальцами провести от ягодиц к лопаткам по ходу позвоночника. Это вызовет рефлекторное сгибание мышц спины, стимулирует их укрепление.
  4. Присаживание и подтягивание. Ребенок лежит на спине, в ручки ему даются кольца или просто пальцы, за которые он хватается. Потянуть его на себя, чтобы малыш приподнялся и присел. Опустить.
  5. Упражнение «велосипед». Выполняется так же, лежа на спине, но в движении ног помогает мама, папа или инструктор.
  6. Нежные поглаживания по всему телу, как перед началом упражнений.

Возможная схема комплекса для детей 3-7 лет

  1. Разогрев. Это может быть ходьба спокойным шагом, ходьба в высоким поднятием колена, шаги на пятках, на носочках; шаги со взмахами руками, можно комбинировать взмахи руками в стороны и поднятие на носочки.
  2. Наклоны. Можно использовать различные предметы, игрушки, кубики, мячи, гимнастическую палку.
  3. Махи ногами в положении лежа на спине, на боку.
  4. Упражнение «велосипед».
  5. Упражнение «ласточка» – стоя на одной ножке, вытянуть максимально вперед руки и назад одну ногу, потянуться, чтобы расслабить мышцы.
  6. Полуприсед с прямой спиной.
  7. Ходьба, восстанавливать дыхание.

Возможная схема комплекса для детей 7-10 лет

  1. Разминка, по желанию.
  2. Упражнения с мячом или гимнастической палкой: спина прямая, колени не согнуты. Руки выпрямлены, держат мяч перед собой статично. Руки подняты над головой; сгибая в локтях, опускать мяч за спину.
  3. Упражнение на гибкость – «замочек»: попытаться соединить руки за спиной.
  4. Упражнение «кошка».
  5. Лежа на животе, вытянуть руки перед собой и одновременно поднимать руки, плечи и ноги.
  6. Упражнение «велосипед».
  7. Растяжка и дыхательные упражнения.

Противопоказания для ЛФК

Противопоказания к проведению занятий ЛФК могут быть относительными и абсолютными. С осторожностью следует применять к пациентам:

  1. С аневризмами сосудов.
  2. С отклонениями психического, физического развития.
  3. При психических заболеваниях
  4. При наличии сопутствующей основному заболеванию патологии.
  5. С доброкачественными новообразованиями.

Чётким противопоказанием будут являться:

  1. Острые респираторные инфекции.
  2. Любое заболевание в острой форме.
  3. Высокая температура тела.
  4. Угроза кровотечения или частые кровотечения.
  5. Боль, вызванная основным заболеванием или проявившаяся во время физкультуры.
  6. Злокачественные новообразования.
  7. Наличие инородного тела (например, в ушах, в носу).
  8. Любое нарушение самочувствия маленького пациента.
Важно! Занятия ЛФК для детей на дому возможны, но процесс реабилитации с применением физкультуры должен контролироваться и корректироваться специалистом.

Вывод

Лечебная физкультура решает многие проблемы здоровья детей, но не способна компенсировать недостаток двигательной активности в повседневной жизни.