Если обратиться к статистическим данным Всемирной организации здоровья, то более 660 млн. человек на планете имеют тяжелые заболевания, требующие реабилитации. Из этого числа 200 000 человек – дети.
Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты. Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.
Содержание
В каких случаях здоровье детей и подростков требует реабилитации
Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.
Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.
Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:
- Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
- Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
- Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
- Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
- Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
- За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.
Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:
- Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
- Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
- Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Детям необходима реабилитация в следующих случаях:
- болезни органов дыхания;
- расстройства нервной системы;
- заболевания мочевыводящей системы;
- ревматизм;
- патология носоглотки хронического характера.
Виды реабилитационных мероприятий
Система комплексной восстановительной терапии включает следующие виды реабилитации:
- медицинская;
- физическая;
- психологическая;
- профессиональная;
- бытовая.
Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, которые состоят из лечебной терапии, оперативного вмешательства, психотерапии, рефлексотерапии, санаторно-курортного лечения, лечебной физкультуры. Данный вид начинается при получении травмы. Продолжается до полного выздоровления пациента либо перехода в хроническую стадию, сопровождается поддерживающей терапией.
В зависимости от формы заболевания выделяют: кардиологическую, неврологическую и ортопедическую реабилитацию. Основная задача восстановительных действий – устранение дефекта, стабилизация ремиссии, уменьшение патологических нарушений.
Строгий постельный режим, утрата привычных контактов часто приводят к развитию депрессии.
Физическая реабилитация включает восстановление двигательной активности в быту.
Проведение утренней гимнастики, спортивные элементы, дозированная ходьба. Данный вид восстановления применяют с первых дней возникновения травмы.
Психологическая реабилитация осуществляется под контролем психологов. Главная их задача – адаптация детей к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, без ощущения ущербности.
У больного, а также членов его семьи, должно выработаться рациональное отношение к недугу. Ребенка необходимо мотивировать на участие в лечебном процессе.
В первые дни заболевания необходимо спокойное и деловое отношение всех контактирующих лиц. Атмосфера в семье должна быть доброжелательная, без спешки, суеты, тревоги.
Социальная реабилитация призвана восстановить физический, психологический статус. Она гарантирует право больным детям на бесплатное медицинское лечение, получение некоторых лекарств, посещение санаториев.
Методики и комплексы реабилитационных занятий
Реабилитация детей и подростков включает следующие методики:
- ЛФК направлена на корректировку мышечного дисбаланса. Применяется при любых травмах и заболеваниях. В основе метода лежит использование главной функции человеческого организма – движения. Систематическое выполнение упражнений позволяет восстановить точность движений, а также координацию, равновесие. Разрабатывается индивидуально для каждого пациента, учитывая характер патологии.
- Эрготерапия проводится с участием медицинских специалистов. Она помогает улучшить, восстановить самочувствие и научить ребенка самостоятельно справляться с бытовыми проблемами. Применяется при инсультах, травмах, после перенесения операций.
- Кинезойтерпирование – метод применяется для лечения растяжения связок, мышечной боли, отеков, гематом – с помощью специальной клейкой ленты. Данный способ применяется и как самостоятельная терапия, и в комплексе с основным лечением.
- Массаж – необходим при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушении обменных процессов. В зависимости от нарушения, подбирается максимально эффективная техника.
- Кинезиотерапия заключается в применении активных и пассивных действий с помощью тренажеров. Занятия проводятся под контролем инструктора, который корректирует правильность выполнения. Важное условие – правильное дыхание.
- Физиотерапевтические методы заключаются в воздействии на организм токов, магнитного поля, лазера, ультразвука.
- Мануальная терапия – воздействие на точки организма только при помощи рук специалиста.
- Рефлексотерапия – известная методика, которая возникла в древнем Китае. Воздействие на определенные участки тела, где проходит жизненная энергия, с помощью иголок. Перед применением терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.
- Использование вертикализатора показано пациентам, имеющим ДЦП, при поражении головного и спинного мозга.

Правила реабилитации для получения максимального эффекта
Восстановительные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок, невзирая на свое заболевание, мог получить образование и хорошую работу в дальнейшем. Запрещено надолго прерывать учебный процесс. Специализированные реабилитационные центры имеют учебные классы. При невозможности посещения обычной школы необходимо ребенка перевести либо в специальный класс, либо на сокращенный учебный день. В отдельных случаях практикуются занятия на дому.
В больничных условиях медики, педагоги, психологи должны разнообразить досуг ребенка с помощью игр и развлечений. К примеру, просмотр телевизионных программ и прослушивание музыки, которые отвечают данному поколению. Если присутствует негативный настрой к учебе, деятельности, то необходимо попробовать предложить какое-нибудь хобби.
В период лечения важно обеспечить детям общение со сверстниками, в ином случае адаптация будет не полной. Но это общение необходимо контролировать.
Максимального эффекта можно достигнуть только при постоянной работе и выполнении всех поставленных задач. В этом ребенку должны помогать медицинские работники, преподаватели и родители. Только при объединении усилий можно добиться успеха.
Вывод
Наиболее результативным методом решения поставленных задач является комплексное применение лечебных и профилактических мероприятий. При этом возможно максимально восстановить утраченные способности пациента и улучшить качество жизни.