Детская реабилитация: мероприятия, методики, правила

Если обратиться к статистическим данным Всемирной организации здоровья, то более 660 млн. человек на планете имеют тяжелые заболевания, требующие реабилитации. Из этого числа 200 000 человек – дети.

Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты. Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.

В каких случаях здоровье детей и подростков требует реабилитации

Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.

Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.

Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:

  1. Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
  2. Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
  3. Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
  4. Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
  5. Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
  6. За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.

Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:

  1. Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
  2. Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
  3. Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Детям необходима реабилитация в следующих случаях:

  • болезни органов дыхания;
  • расстройства нервной системы;
  • заболевания мочевыводящей системы;
  • ревматизм;
  • патология носоглотки хронического характера.

Виды реабилитационных мероприятий

Система комплексной восстановительной терапии включает следующие виды реабилитации:

  • медицинская;
  • физическая;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • бытовая.

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, которые состоят из лечебной терапии, оперативного вмешательства, психотерапии, рефлексотерапии, санаторно-курортного лечения, лечебной физкультуры. Данный вид начинается при получении травмы. Продолжается до полного выздоровления пациента либо перехода в хроническую стадию, сопровождается поддерживающей терапией.

В зависимости от формы заболевания выделяют: кардиологическую, неврологическую и ортопедическую реабилитацию. Основная задача восстановительных действий – устранение дефекта, стабилизация ремиссии, уменьшение патологических нарушений.

Среди немедикаментозных методов терапии выделяют лечебное питание, трудотерапию, мануальную и аэрозольную терапию.

Строгий постельный режим, утрата привычных контактов часто приводят к развитию депрессии.

Физическая реабилитация включает восстановление двигательной активности в быту.

Проведение утренней гимнастики, спортивные элементы, дозированная ходьба. Данный вид восстановления применяют с первых дней возникновения травмы.

Психологическая реабилитация осуществляется под контролем психологов. Главная их задача – адаптация детей к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, без ощущения ущербности.

У больного, а также членов его семьи, должно выработаться рациональное отношение к недугу. Ребенка необходимо мотивировать на участие в лечебном процессе.

В первые дни заболевания необходимо спокойное и деловое отношение всех контактирующих лиц. Атмосфера в семье должна быть доброжелательная, без спешки, суеты, тревоги.

Хорошие результаты дает аутотренинг. Дети учатся вызывать у себя состояние покоя и реализовывать на практике схемы самовнушения.

Социальная реабилитация призвана восстановить физический, психологический статус. Она гарантирует право больным детям на бесплатное медицинское лечение, получение некоторых лекарств, посещение санаториев.

Методики и комплексы реабилитационных занятий

Реабилитация детей и подростков включает следующие методики:

  1. ЛФК направлена на корректировку мышечного дисбаланса. Применяется при любых травмах и заболеваниях. В основе метода лежит использование главной функции человеческого организма – движения. Систематическое выполнение упражнений позволяет восстановить точность движений, а также координацию, равновесие. Разрабатывается индивидуально для каждого пациента, учитывая характер патологии.
  2. Эрготерапия проводится с участием медицинских специалистов. Она помогает улучшить, восстановить самочувствие и научить ребенка самостоятельно справляться с бытовыми проблемами. Применяется при инсультах, травмах, после перенесения операций.
  3. Кинезойтерпирование – метод применяется для лечения растяжения связок, мышечной боли, отеков, гематом – с помощью специальной клейкой ленты. Данный способ применяется и как самостоятельная терапия, и в комплексе с основным лечением.
  4. Массаж – необходим при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушении обменных процессов. В зависимости от нарушения, подбирается максимально эффективная техника.
  5. Кинезиотерапия заключается в применении активных и пассивных действий с помощью тренажеров. Занятия проводятся под контролем инструктора, который корректирует правильность выполнения. Важное условие – правильное дыхание.
  6. Физиотерапевтические методы заключаются в воздействии на организм токов, магнитного поля, лазера, ультразвука.
  7. Мануальная терапия – воздействие на точки организма только при помощи рук специалиста.
  8. Рефлексотерапия – известная методика, которая возникла в древнем Китае. Воздействие на определенные участки тела, где проходит жизненная энергия, с помощью иголок. Перед применением терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.
  9. Использование вертикализатора показано пациентам, имеющим ДЦП, при поражении головного и спинного мозга.
Микротоковая рефлексотерапия
Микротоковая рефлексотерапия

Правила реабилитации для получения максимального эффекта

Восстановительные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок, невзирая на свое заболевание, мог получить образование и хорошую работу в дальнейшем. Запрещено надолго прерывать учебный процесс. Специализированные реабилитационные центры имеют учебные классы. При невозможности посещения обычной школы необходимо ребенка перевести либо в специальный класс, либо на сокращенный учебный день. В отдельных случаях практикуются занятия на дому.

В больничных условиях медики, педагоги, психологи должны разнообразить досуг ребенка с помощью игр и развлечений. К примеру, просмотр телевизионных программ и прослушивание музыки, которые отвечают данному поколению. Если присутствует негативный настрой к учебе, деятельности, то необходимо попробовать предложить какое-нибудь хобби.

Максимальные усилия по адаптации детей лежат на родителях, используются принципы семейной психотерапии.

В период лечения важно обеспечить детям общение со сверстниками, в ином случае адаптация будет не полной. Но это общение необходимо контролировать.

Максимального эффекта можно достигнуть только при постоянной работе и выполнении всех поставленных задач. В этом ребенку должны помогать медицинские работники, преподаватели и родители. Только при объединении усилий можно добиться успеха.

Вывод

Наиболее результативным методом решения поставленных задач является комплексное применение лечебных и профилактических мероприятий. При этом возможно максимально восстановить утраченные способности пациента и улучшить качество жизни.