Если обратиться к статистическим данным Всемирной организации здоровья, то более 660 млн. человек на планете имеют тяжелые заболевания, требующие реабилитации. Из этого числа 200 000 человек – дети.

Понятие реабилитация детей

Под реабилитацией подразумевают полное устранение патологических состояний в организме и обеспечение его дальнейшего гармоничного развития.

Отличием восстановительной и лечебной терапии является то, что реабилитация позволяет больному возобновить нормальную жизнедеятельность, которая будет соответствовать его возрастным особенностям. Максимальной эффективностью обладает комплексное выполнение восстановления и лечения.

Для детей с ограниченными возможностями подбирается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Она включает определенные виды, формы и объемы мероприятий, которые компенсируют нарушенные функции организма. Цели реабилитационного процесса:

  1. Восстановление функционирования всего организма.
  2. Адаптация к социально-бытовым условиям.
  3. Возобновление способности к обучению.

Выделяют следующие виды:

  1. Медикаментозная, предполагает лечебную терапию, которая начинается при выявлении заболевания или получения травмы и заканчивается полным восстановлением организма. С помощью психотерапии необходимо сформировать адекватное отношение к болезни, вселить веру, что выполнение программы позволит улучшить состояние здоровья. Не допустить возникновения психологической травмы.
  2. Социальная реабилитация – это установление режима дня, который будет соответствовать возрасту и образу жизни. Разработка определенных правил, которых необходимо придерживаться при уходе. Предоставление социальной помощи, которая заключается в бесплатном лечении, оплате медикаментов, посещении санатория, материальной помощи и так далее.
  3. Трудовая реабилитация включает подготовку к процессу обучения, усвоение школьной и дошкольной программы. Если патология приобретенная, то не рекомендуется надолго прерывать учебный процесс. В специализированных клиниках по восстановлению есть классы, где проходит обучение. Программа может несколько отличаться от школьной, быть легче.

Принципы реабилитации

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Когда требуется реабилитация

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 200 млн. детей в  мире нуждаются в восстановительной терапии. Индивидуальная программа должна подбираться для каждого отдельного ребенка, учитывая личные особенности организма и характер травмы. В зависимости от этого назначаются и средства реабилитации детей.

Ограничение движения может быть врожденное и приобретенное. Если малыш с рождения имеет некую патологию, то реабилитация – это основа лечения. Иногда ограничение движения возникает из-за полученной травмы. Дети очень подвижные и активные, а поэтому риск возникновения травматизма высок.

Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты.

Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.

Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.

Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.

Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:

  1. Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
  2. Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
  3. Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
  4. Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
  5. Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
  6. За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.

Этапы реабилитации

Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:

  1. Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
  2. Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
  3. Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Детям необходима реабилитация в следующих случаях:

  • болезни органов дыхания;
  • расстройства нервной системы;
  • заболевания мочевыводящей системы;
  • ревматизм;
  • патология носоглотки хронического характера.

Виды реабилитационных мероприятий

Система комплексной восстановительной терапии включает следующие виды реабилитации:

  • медицинская;
  • физическая;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • бытовая.

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, которые состоят из лечебной терапии, оперативного вмешательства, психотерапии, рефлексотерапии, санаторно-курортного лечения, лечебной физкультуры. Данный вид начинается при получении травмы. Продолжается до полного выздоровления пациента либо перехода в хроническую стадию, сопровождается поддерживающей терапией.

В зависимости от формы заболевания выделяют: кардиологическую, неврологическую и ортопедическую реабилитацию. Основная задача восстановительных действий – устранение дефекта, стабилизация ремиссии, уменьшение патологических нарушений.

Среди немедикаментозных методов терапии выделяют лечебное питание, трудотерапию, мануальную и аэрозольную терапию.

Строгий постельный режим, утрата привычных контактов часто приводят к развитию депрессии.

Физическая реабилитация включает восстановление двигательной активности в быту.

Проведение утренней гимнастики, спортивные элементы, дозированная ходьба. Данный вид восстановления применяют с первых дней возникновения травмы.

Психологическая реабилитация осуществляется под контролем психологов. Главная их задача – адаптация детей к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, без ощущения ущербности.

У больного, а также членов его семьи, должно выработаться рациональное отношение к недугу. Ребенка необходимо мотивировать на участие в лечебном процессе.

В первые дни заболевания необходимо спокойное и деловое отношение всех контактирующих лиц. Атмосфера в семье должна быть доброжелательная, без спешки, суеты, тревоги.

Хорошие результаты дает аутотренинг. Дети учатся вызывать у себя состояние покоя и реализовывать на практике схемы самовнушения.

Социальная реабилитация призвана восстановить физический, психологический статус. Она гарантирует право больным детям на бесплатное медицинское лечение, получение некоторых лекарств, посещение санаториев.

Виды средств реабилитации детей

Технические средства реабилитации детей – это устройства, которые позволяют компенсировать или полностью устранить ограничение. Средства необходимы для:

  • самообслуживания;
  • ухода;
  • ориентирования в пространстве;
  • обучения;
  • передвижения.
Важно! Имеющим ограниченное движение необходимо использовать специальные протезы.

Технические средства реабилитации детей инвалидов включают:

  • опоры, поручни;
  • инвалидные коляски;
  • протезы;
  • трости;
  • специальную ортопедическую обувь;
  • матрасы, которые не допускают образования пролежней;
  • средства, помогающие одеваться;
  • специальную одежду;
  • устройства, помогающие читать;
  • слуховые аппараты;
  • собак поводырей;
  • звуковые сигнализаторы.
Согласно программе ИПР, средства должны выдаваться бесплатно. При этом их запрещено продавать, передавать в пользование иным людям.

Существуют специальные сроки использования:

  • трости – до 2-х лет;
  • поручни – свыше 7 лет;
  • обувь – 3 месяца.

По завершении срока годности средство необходимо менять.

Описание технических средств и правила использования

Трости, опоры, поручни идут различных модификаций. Предназначены для тренировки инвалидов, а также в период реабилитации. Направлены на улучшение способности к самостоятельному передвижению. Есть детские, взрослые, а также с фиксацией на руке.

Костыли направлены на облегчение передвижения. Высота регулируется в зависимости от роста. В некоторых моделях есть комплектация для зимы, резиновая насадка.

Трость для передвижения слепых. Помогает детям ориентироваться как в домашних условиях, так и на улице. Специальная насадка издает характерный звук при дотрагивании до объекта.

Средства реабилитации для детей инвалидов включают ходунки. Они помогают самостоятельно передвигаться детям с ограниченными способностями. Трубчатая рама оснащена двумя парами колес на передних стойках, двумя резиновыми наконечниками на задних. Для передвижения достаточно приподнять задние стойки, перекатить ходунки, сделав шаг.

Инвалидная коляска комплектуется рамой, колесами, подлокотниками, опорой для ног, сидением со спинкой и специальными ручками для передвижения. Детям коляски подбирают в зависимости от роста.

Современные модели оснащены электроприводом.

Протезы делятся на:

  1. Эндопротез – орган (или его отдельные элементы), который расположен в глубине организма.
  2. Ортез – предназначен для частичной или полной фиксации суставов либо костей после оперативного вмешательства, патологии.

Ортопедическая обувь – это специальные модели, которые имеют определенную конструкцию для компенсации утраченных функций нижних конечностей. Устранение дефекта стоп.

Средства технической реабилитации детей ДЦП помогают одеваться, обуваться: манипуляторы для застегивания пуговиц, приспособления, позволяющие одевать одежду, завязывать шнурки.

Специальные устройства приема пищи, поильники облегчают жизнь детей-инвалидов.

На сегодняшний день есть специальные компьютерные программы, которые рассчитаны специально для детей с ограниченными способностями. Большая экранная лупа, программа читки текста и преобразования его в звук и так далее.

При плохом слухе применяются слуховые аппараты различных модификаций.

Важно! Подбирать необходимое устройство должен врач.

Методики реабилитации

Существуют следующие методики реабилитации:

  1. Лечение водными процедурами: плавание в бассейне, применение гидротерапии.
  2. ПЭТ терапия или лечение животными: лечение лошадьми, дельфинами, кошками.
  3. Использование гимнастических тренажеров, мячей, лесенок включая средства реабилитации для детей инвалидов ДЦП.
  4. Грязевые и парафиновые аппликации, после которых повышается активность мышц.
  5. Массаж.
  6. Физиотерапевтические методы лечения с применением ультразвукового излучения, магнитного тока.
  7. Занятия с психологом и логопедом.
  8. Терапия Монтессори, которая помогает концентрировать внимание.
  9. Методика Бобат. Суть ее заключается в придании конечности противоположного положения тому, которое она принимает сама.
  10. При необходимости – хирургическое вмешательство.
  11. Санаторно-курортное лечение.

Остановимся немного подробнее на отдельных методиках.

ЛФК направлена на корректировку мышечного дисбаланса. Применяется при любых травмах и заболеваниях. В основе метода лежит использование главной функции человеческого организма – движения. Систематическое выполнение упражнений позволяет восстановить точность движений, а также координацию, равновесие. Разрабатывается индивидуально для каждого пациента, учитывая характер патологии.

Эрготерапия проводится с участием медицинских специалистов. Она помогает улучшить, восстановить самочувствие и научить ребенка самостоятельно справляться с бытовыми проблемами. Применяется при инсультах, травмах, после перенесения операций.

Кинезиотейпирование – метод применяется для лечения растяжения связок, мышечной боли, отеков, гематом – с помощью специальной клейкой ленты. Данный способ применяется и как самостоятельная терапия, и в комплексе с основным лечением.

Массаж – необходим при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушении обменных процессов. В зависимости от нарушения, подбирается максимально эффективная техника.

Кинезиотерапия заключается в применении активных и пассивных действий с помощью тренажеров. Занятия проводятся под контролем инструктора, который корректирует правильность выполнения. Важное условие – правильное дыхание.

Физиотерапевтические методы заключаются в воздействии на организм токов, магнитного поля, лазера, ультразвука.

Мануальная терапия – воздействие на точки организма только при помощи рук специалиста.

Рефлексотерапия – известная методика, которая возникла в древнем Китае. Воздействие на определенные участки тела, где проходит жизненная энергия, с помощью иголок. Перед применением терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Использование вертикализатора показано пациентам, имеющим ДЦП, при поражении головного и спинного мозга.

Внимание! Физическое восстановление при ДЦП должно начаться как можно раньше. Ведь бездействие приведет к атрофии мышц и развитию осложнений.

Обеспечение ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации

По закону, во время действия ИПР государство должно предоставлять бесплатно средства реабилитации для детей с ДЦП и иными нарушениями.

Перечень средств и услуг для детей с ДЦП:

  • ходунки;
  • вертикализатор;
  • ортезирование;
  • лечение в санатории.

Если данное условие не выполняется, то есть основания для обращения в суд. Когда средство, которое указано в программе, государство по каким-либо причинам не может предоставить или же родители сами купили его, государство выплачивает денежную компенсацию в размере его стоимости.

Государство берет на себя обязательства по обеспечению детей инвалидов техническими средствами реабилитации, данные условия должны безукоризненно выполняться.

Индивидуальная программа

Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша.

Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.

Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.

Когда необходима программа?

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида является обязательным документом для детей, прошедших МСЭ и получивших статус ребенок-инвалид. Она выдается в том Бюро медико-социальной экспертизы, где устанавливалась инвалидность.

До 1 января 2016 года документ, в котором были указаны все мероприятия, направленные на улучшение здоровья, социальной адаптации, психологической помощи инвалидам, в том числе детям, назывался ИПР (индивидуальная программа реабилитации). Сегодня эта программа имеет другое название – ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации).

Реабилитация − это комплекс мероприятий, направленный на восстановление функций и навыков, которые были утрачены из-за травмы или заболевания.

Абилитация − это приобретение новых навыков и функций, которые формируются уже при наличии проблем со здоровьем.

Поэтому термин абилитация чаще всего применяется именно к детям.

Комплекс мер, позволяющий получить помощь специалиста на каждом этапе развития маленького человека, разрабатывается с целью:

  • обеспечить социальную и психологическую адаптацию;
  • снабдить необходимыми техническими средствами, значительно упрощающими жизнь;
  • помочь в обучении и дать ему возможность в будущем не чувствовать себя ущербным.

Разновидности индивидуальных программ

В карту, помимо персональных данных: имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса и группы инвалидности − вписывают мероприятия по медицинской, профессионально-трудовой и социально-бытовой реабилитации.

Медицинские мероприятия:

  1. Стационарное и амбулаторное лечение с указанием профиля лечебного учреждения, видов, методов и периодичности необходимых мероприятий.
  2. Обеспечение лекарствами.
  3. Снабжение техническими средствами, облегчающими реабилитацию: протезы, костыли, бандажи, шприцы и подобные им расходные материалы.
  4. Прохождение санаторно-курортного лечения с указанием профиля учреждения и периодичности пребывания инвалида.
  5. Посещение реабилитационных центров. Необходимость нахождения в таком центре, частота пребывания и профиль медицинских услуг.

Профессионально-трудовые мероприятия:

  1. Прописывают аспекты дошкольного воспитания, рекомендуемые ДДУ в зависимости от имеющегося заболевания.
  2. При необходимости указывают дополнительные мероприятия, позволяющие получить общее образование. Различные формы обучения, обеспечение необходимыми средствами коммуникации.
  3. Описываются возможные и необходимые мероприятия по получению профессионального образования в профессионально-технических училищах, колледжах, ВУЗах.

Мероприятия социально-бытовой реабилитации:

  1. Создание без барьерной среды для ребенка инвалида. Оборудование пандусов в подъезде, установка в квартире дополнительных поручней.
  2. Обеспечение специальными колясками или автотранспортом.
  3. Нуждаемость в определенных жилищных условиях. Наличие дополнительной комнаты, расширение дверных проемов, смена этажа.

Комплекс мероприятий по социально-средовой реабилитации:

  1. Оказание психологической помощи ребенку и членам его семьи.
  2. Необходимая правовая помощь.
  3. Организация досуга.
  4. Отдых и спортивные занятия для инвалида.

В карте обязательно указывается, кто ответственен за выполнение предписаний. Индивидуальная программа реабилитации позволяет обеспечить оптимальный уровень жизни для каждого, исходя из его возможностей, потребностей, способностей и устремлений.

Принципы индивидуальной программы реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида содержит перечень бесплатных предоставляемых услуг и реабилитационных мероприятий, которые могут оплатить различные организации и фонды, а также его семья. С недавнего времени в программе указывается перечень услуг, которые можно оплатить с помощью материнского капитала.

Программа реабилитации детей подразумевает непрерывность и преемственность лечебных и абилитационных мер, способствующих развитию компенсаторных навыков, возможности качественного обучения и получения комплексной помощи в адаптации больного к современным условиям жизни.

Она является обязательной к исполнению соответствующими органами государственной власти федерального и регионального уровня и выполняется всеми подконтрольными им организациями. При этом для самого инвалида ИПРА имеет исключительно рекомендательный характер.

Индивидуальные особенности ребенка инвалида

Конечно, способность к развитию бытовых навыков, способности к психо-эмоциональному развитию и обучению очень зависят от диагноза и степени заболевания. При этом, чем в более раннем возрасте начинается комплексное развитие, тем больших успехов удается добиться. Конечно, все мероприятия должны носить системный характер, при этом большая ответственность ложиться и на родителей малыша.

Часто происходит путаница между понятиями ребенок-инвалид и малыш с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ). Следует понимать, что инвалид обязательно попадает под категорию ОВЗ, при этом дитя со статусом ОВЗ может не быть инвалидом.

Пример: чтобы попасть в логопедический детский садик или группу, необходимо решение ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия). Дошкольник, прошедший подобную комиссию и получивший направление в специализированный детский сад, может не иметь инвалидности. В этом случае необходимые рекомендации дают специалисты комиссии. Они же составляют программу индивидуальной реабилитации ребенка с ВОЗ.

План мероприятий ДОУ, направленных на работу с ребенком инвалидом

План мероприятий по работе с детьми инвалидами создается в каждом ДДУ, которое посещают такие детки. Программа реабилитации ребенка инвалида в ДУ составляется методистом учреждения, выносится на обсуждение педагогического совета и заверяется заведующим детским садом.

В плане в обязательном порядке присутствуют мероприятия по взаимодействию работников детского сада и родителей, имеющих детей инвалидов или деток с ОВЗ. Спортивные занятия и участие в утренниках для таких ребятишек проходят в облегченном режиме, под контролем медицинского работника садика и в соответствии с врачебными рекомендациями.

Программа реабилитации для детей с ДЦП в обязательном порядке требует наличия в специализированном садике массажиста, такому малышу необходимо заниматься на тренажерах, обязательными будут комплекс ЛФК и занятия по развитию моторики. Детское учреждение должно быть укомплектовано специалистами необходимого профиля и располагать материально-технической базой для развития ребенка.

Это касается детских садов смешанного типа, где не очень здоровые малыши находятся вместе со здоровыми детьми, так и садов компенсирующего вида.

Например, программа реабилитации детей с аутизмом обязывает иметь в штате дошкольного учреждения логопедов, дефектологов, психологов.

Правила реабилитации для получения максимального эффекта

Восстановительные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок, невзирая на свое заболевание, мог получить образование и хорошую работу в дальнейшем. Запрещено надолго прерывать учебный процесс.

Специализированные реабилитационные центры имеют учебные классы. При невозможности посещения обычной школы необходимо ребенка перевести либо в специальный класс, либо на сокращенный учебный день. В отдельных случаях практикуются занятия на дому.

В больничных условиях медики, педагоги, психологи должны разнообразить досуг ребенка с помощью игр и развлечений. К примеру, просмотр телевизионных программ и прослушивание музыки, которые отвечают данному поколению.

Если присутствует негативный настрой к учебе, деятельности, то необходимо попробовать предложить какое-нибудь хобби.

Максимальные усилия по адаптации детей лежат на родителях, используются принципы семейной психотерапии.

В период лечения важно обеспечить детям общение со сверстниками, в ином случае адаптация будет не полной. Но это общение необходимо контролировать.

Максимального эффекта можно достигнуть только при постоянной работе и выполнении всех поставленных задач. В этом ребенку должны помогать медицинские работники, преподаватели и родители. Только при объединении усилий можно добиться успеха.

Наиболее результативным методом решения поставленных задач является комплексное применение лечебных и профилактических мероприятий. При этом возможно максимально восстановить утраченные способности пациента и улучшить качество жизни.

Реабилитация оказывает колоссальное влияние на организм. Максимального результата можно добиться, когда родители, медики, психологи, преподаватели объединены одной целью – как можно быстрее помочь ребенку. Важен грамотный подход, а не навязывание выполнение определенных упражнений.

Назначение программы реабилитации – облегчить жизнь инвалида и его семьи. Она дает возможность иметь перед глазами полную картину мероприятий, безусловно, полезных для ребенка и способствующих его развитию. Ее несомненная польза в том, что грамотно изложенная информация помогает, при необходимости, получить действенную и своевременную профессиональную помощь.