Индивидуальная программа реабилитации детей с различными отклонениями

В жизни практически каждого человека бывают периоды, когда ему просто необходима помощь каких-либо государственных служб. При этом больному ребенку и его родителям нужно в разы больше поддержки и участия. Часто малышу необходима помощь в адаптации в сложном мире, который достаточно жесток к больным людям.

Для восстановления здоровья и улучшения уровня жизни могут понадобиться специальные тренажеры или предметы, серьезно облегчающие жизнь. Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша. Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.

Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.

Когда необходима индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида является обязательным документом для детей, прошедших МСЭ и получивших статус ребенок-инвалид. Она выдается в том Бюро медико-социальной экспертизы, где устанавливалась инвалидность.

До 1 января 2016 года документ, в котором были указаны все мероприятия, направленные на улучшение здоровья, социальной адаптации, психологической помощи инвалидам, в том числе детям, назывался ИПР (индивидуальная программа реабилитации). Сегодня эта программа имеет другое название – ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации).

Реабилитация − это комплекс мероприятий, направленный на восстановление функций и навыков, которые были утрачены из-за травмы или заболевания.

Абилитация − это приобретение новых навыков и функций, которые формируются уже при наличии проблем со здоровьем.

Поэтому термин абилитация чаще всего применяется именно к детям.

Комплекс мер, позволяющий получить помощь специалиста на каждом этапе развития маленького человека, разрабатывается с целью:

  • обеспечить социальную и психологическую адаптацию;
  • снабдить необходимыми техническими средствами, значительно упрощающими жизнь;
  • помочь в обучении и дать ему возможность в будущем не чувствовать себя ущербным.

Разновидности индивидуальных программ реабилитации их цели и задачи

В карту, помимо персональных данных: имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса и группы инвалидности − вписывают мероприятия по медицинской, профессионально-трудовой и социально-бытовой реабилитации.

Медицинские мероприятия:

  1. Стационарное и амбулаторное лечение с указанием профиля лечебного учреждения, видов, методов и периодичности необходимых мероприятий.
  2. Обеспечение лекарствами.
  3. Снабжение техническими средствами, облегчающими реабилитацию: протезы, костыли, бандажи, шприцы и подобные им расходные материалы.
  4. Прохождение санаторно-курортного лечения с указанием профиля учреждения и периодичности пребывания инвалида.
  5. Посещение реабилитационных центров. Необходимость нахождения в таком центре, частота пребывания и профиль медицинских услуг.

Профессионально-трудовые мероприятия:

  1. Прописывают аспекты дошкольного воспитания, рекомендуемые ДДУ в зависимости от имеющегося заболевания.
  2. При необходимости указывают дополнительные мероприятия, позволяющие получить общее образование. Различные формы обучения, обеспечение необходимыми средствами коммуникации.
  3. Описываются возможные и необходимые мероприятия по получению профессионального образования в профессионально-технических училищах, колледжах, ВУЗах.

Мероприятия социально-бытовой реабилитации:

  1. Создание без барьерной среды для ребенка инвалида. Оборудование пандусов в подъезде, установка в квартире дополнительных поручней.
  2. Обеспечение специальными колясками или автотранспортом.
  3. Нуждаемость в определенных жилищных условиях. Наличие дополнительной комнаты, расширение дверных проемов, смена этажа.

Комплекс мероприятий по социально-средовой реабилитации:

  1. Оказание психологической помощи ребенку и членам его семьи.
  2. Необходимая правовая помощь.
  3. Организация досуга.
  4. Отдых и спортивные занятия для инвалида.

В карте обязательно указывается, кто ответственен за выполнение предписаний. Индивидуальная программа реабилитации позволяет обеспечить оптимальный уровень жизни для каждого, исходя из его возможностей, потребностей, способностей и устремлений.

Принципы индивидуальной программы реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида содержит перечень бесплатных предоставляемых услуг и реабилитационных мероприятий, которые могут оплатить различные организации и фонды, а также его семья. С недавнего времени в программе указывается перечень услуг, которые можно оплатить с помощью материнского капитала.

Программа реабилитации детей подразумевает непрерывность и преемственность лечебных и абилитационных мер, способствующих развитию компенсаторных навыков, возможности качественного обучения и получения комплексной помощи в адаптации больного к современным условиям жизни.

Она является обязательной к исполнению соответствующими органами государственной власти федерального и регионального уровня и выполняется всеми подконтрольными им организациями. При этом для самого инвалида ИПРА имеет исключительно рекомендательный характер.

Индивидуальные особенности ребенка инвалида

Конечно, способность к развитию бытовых навыков, способности к психо-эмоциональному развитию и обучению очень зависят от диагноза и степени заболевания. При этом, чем в более раннем возрасте начинается комплексное развитие, тем больших успехов удается добиться. Конечно, все мероприятия должны носить системный характер, при этом большая ответственность ложиться и на родителей малыша.

Часто происходит путаница между понятиями ребенок-инвалид и малыш с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ). Следует понимать, что инвалид обязательно попадает под категорию ОВЗ, при этом дитя со статусом ОВЗ может не быть инвалидом.

Пример: чтобы попасть в логопедический детский садик или группу, необходимо решение ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия). Дошкольник, прошедший подобную комиссию и получивший направление в специализированный детский сад, может не иметь инвалидности. В этом случае необходимые рекомендации дают специалисты комиссии. Они же составляют программу индивидуальной реабилитации ребенка с ВОЗ.

План мероприятий ДОУ, направленных на работу с ребенком инвалидом

План мероприятий по работе с детьми инвалидами создается в каждом ДДУ, которое посещают такие детки. Программа реабилитации ребенка инвалида в ДУ составляется методистом учреждения, выносится на обсуждение педагогического совета и заверяется заведующим детским садом.

В плане в обязательном порядке присутствуют мероприятия по взаимодействию работников детского сада и родителей, имеющих детей инвалидов или деток с ОВЗ. Спортивные занятия и участие в утренниках для таких ребятишек проходят в облегченном режиме, под контролем медицинского работника садика и в соответствии с врачебными рекомендациями.

Программа реабилитации для детей с ДЦП в обязательном порядке требует наличия в специализированном садике массажиста, такому малышу необходимо заниматься на тренажерах, обязательными будут комплекс ЛФК и занятия по развитию моторики. Детское учреждение должно быть укомплектовано специалистами необходимого профиля и располагать материально-технической базой для развития ребенка.

Это касается детских садов смешанного типа, где не очень здоровые малыши находятся вместе со здоровыми детьми, так и садов компенсирующего вида.

Например, программа реабилитации детей с аутизмом обязывает иметь в штате дошкольного учреждения логопедов, дефектологов, психологов.

Заключение

Назначение программы реабилитации – облегчить жизнь инвалида и его семьи. Она дает возможность иметь перед глазами полную картину мероприятий, безусловно, полезных для ребенка и способствующих его развитию.

Ее несомненная польза в том, что грамотно изложенная информация помогает, при необходимости, получить действенную и своевременную профессиональную помощь.