Лечебная физкультура в случае ДЦП с эпилепсией

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание нервной системы, которое носит прогрессирующий характер. Существуют различные формы патологии, требующие определенного подхода в терапии. При поражении некоторых областей головного мозга возникают очаги гипервозбуждения, которые могут провоцировать возникновение судорожной готовности. Основной задачей врача является максимальное восстановление физической активности и снижение количества припадков.

ЛФК при ДЦП с эпилепсией — одно из главных направлений процесса реабилитации маленького пациента. Грамотно составленный план мероприятий, который включает тренировки нервно-мышечного и суставного аппарата, позволяет избежать осложнений со стороны нервной системы и других органов. Дозированные нагрузки и правильная дыхательная гимнастика уменьшают судорожную готовность.

Основные задачи лечебной гимнастики

ЛФК и физиотерапия при эпилепсии и грубых нарушениях неврологического характера играет важную роль. Физическая активность помогает решить следующие задачи:

  1. Оказывает общеукрепляющее действие.
  2. Восстанавливает работоспособность человека.
  3. Стимулирует приток крови и обменные процессы в зоне поражения тканей.
  4. Предупреждает возникновение спаек нервных оболочек, при их наличии повышает компенсаторные возможности окружающих структур.
  5. Способствует укреплению мышечной системы.
  6. Улучшает координацию движений.
  7. Уменьшает вероятность развития сопутствующей патологии костно-мышечной системы.
  8. Повышает функциональные возможности организма.

Дозированные спортивные нагрузки при ДЦП с эпилепсией положительно влияют на мозговую активность. Опосредованный эффект проявляется за счет улучшения работы всех систем. Таким образом удается частично или полностью задействовать резервные силы здоровых тканей.

Важно! Комплекс гимнастики подбирает специалист после детального обследования, в зависимости от вида патологии и степени нарушений.

Рекомендации при выборе упражнений

Занятия должны проводиться индивидуально под контролем врача ЛФК. Если какое-либо упражнение причиняет дискомфорт, необходимо заменить его на другой более щадящий вариант нагрузки. Разработка проблемных зон должна быть постепенной, с учетом ограниченных возможностей ребенка.

Важной особенностью таких детей является недостаток восприятия. Поэтому в программу включают элементы, направленные на тренировку зрительных и тактильных ощущений. Следует уделять внимание снижению примитивных рефлексов, учитывая их стойкий характер. Поэтому особое значение имеет развитие силы и ритмичности движений.

ЛФК при ДЦП с эпилепсией необходимо начинать как можно раньше, учитывая быстрые темпы весо-ростовых показателей и формирования возрастных навыков. Важным критерием, который определяет старт реабилитационных мероприятий, является отсутствие противопоказаний для физической нагрузки. При отсутствии судорог в течение определенного периода времени и стабильных параметров внутричерепного давления врач дает разрешение посещать тренировки.

Комплекс упражнений подбирает специалист по лечебной физкультуре или реабилитолог под контролем невролога. Можно отметить такие направления работы с маленьким пациентом:

  1. Предупреждение развития слабости мышечного аппарата.
  2. Снижение риска повреждения тканей, которые не функционируют.
  3. Уменьшение напряжения отдельных мышц для предотвращения формирования аномального положения.

Хороший результат возможен только при условии ежедневного проведения занятий на протяжении длительного период времени. При этом врач должен контролировать состояние ребенка и, при необходимости, проводить коррекцию курса реабилитации.

Виды элементов гимнастики

Цель ЛФК при эпилепсии у детей с ДЦП — достижение равновесия между процессами торможения и возбуждения головного мозга, а также максимальное обеспечение нормального мышечного тонуса. Поэтому комплекс включает различные нагрузки, направленные на улучшение функций нервно-мышечного аппарата. Упражнения разделяют на следующие группы:

  • расслабляющие;
  • растягивающие;
  • для улучшения координации;
  • общеукрепляющие среднего и медленного темпа;
  • дыхательные — для полного и диафрагмального дыхания.

Виды упражнений отличаются в зависимости от возраста пациента. Для маленьких детей подбираются тренировки с учетом физиологических возможностей организма и индивидуального восприятия. При ДЦП легкой степени с сохранением умственных способностей включают элементы гимнастики и дыхательные техники, которые ребенок может повторить. Это очень важно, учитывая корреляцию между частотой и глубиной экскурсий легких, и судорожным синдромом.

Основной комплекс упражнений

У детей с тяжелыми неврологическими расстройствами существует несколько комплексов упражнений, которые направлены на различные функциональные области.

Основная тренировка включает такие элементы:

  1. Лечение положением, при котором производится фиксация конечностей с помощью специальных приспособлений — лангет и шин.
  2. Постепенное растяжение мышечных структур путем раскачивания сустава с постепенным наращиванием амплитуды.
  3. Расслабление мускулатуры за счет поочередной фиксации рук и ног, что способствует снижению тонуса и уменьшению клонических элементов.
  4. Упражнения на сгибание и разгибание в суставах, которые сопровождаются массажем.
  5. Тренировка ходьбы.
  6. Перемещение по наклонной поверхности с поддержкой — позволяет удерживать равновесие и укрепляет мышцы пресса.
  7. Формирование выносливости.

При спастических формах церебрального паралича проводят непрерывную тренировку. Астенические формы требуют кратковременных занятий с обязательными перерывами между отдельными элементами. При диагностированной атонии уделяют внимание упражнениям на равновесие.

Для формирования нормальной двигательной активности проводят такой комплекс:

  1. В положении ребенка сидя на пятках стимулировать переход на колени, при этом удерживая его за таз. Руки малыша находятся на плечах инструктора.
  2. Из исходного положения ребенка на коленях необходимо перемещать его вес тела с одной конечности на другую, при этом отрываясь свободной ногой от поверхности с разведенными в стороны руками.
  3. Перемещение тела в положение на корточках с разгибанием. Реабилитолог удерживает сзади и надавливает на колени.
  4. Из положения сидя на стуле помочь малышу встать, удерживая за руки, а своими ногами фиксировать его нижние конечности.
  5. Ребенок стоит с выдвинутой ногой вперед, а инструктор слегка толкает его поочередно в грудь и спину. Задача — удержать равновесие.
  6. В положении стоя за вытянутую руку продвигать в разные направления, заставляя делать шаги.
  7. Лежа на спине необходимо давить на поверхность пола. Упражнение развивает опороспособность.

Другие варианты восстановительного лечения

Кроме основных комплексов, уделяют внимание разработке суставов, укреплению различных групп мышц, включая мускулатуру шеи, туловища, живота. Важным фактором восстановительного лечения является работа по коррекции мимики и выражению эмоций.

Хорошие результаты дает гидрокинезотерапия — сочетание физических упражнений и массажа в водных условиях. Такой курс реабилитации выполняется в бассейне под контролем инструктора. Можно применять специальные тренажеры, которые облегчают занятия и помогают улучшить результат терапии.

Правила проведения ЛФК

Для достижения положительного результата от тренировок необходимо придерживаться определенных правил во время гимнастики:

  1. Постепенное наращивание объема и интенсивности нагрузки.
  2. Регулярное проведение упражнений.
  3. Эмоциональный контакт с реабилитологом и комфортная атмосфера занятий.
  4. Применение различных видов техник для разностороннего воздействия на организм.
  5. Работать в медленном или среднем темпе, избегая резких движений.
  6. Учитывать параметры сердечной деятельности.
  7. Обучение правильному дыханию через нос во время гимнастики у детей старшего возраста. Нельзя допускать задержку дыхания, как на вдохе, так и на выдохе.
Внимание! Гипервентиляция или апноэ провоцирует повышенную судорожную готовность. Поэтому необходимо контролировать глубину и частоту дыхания.

Во время занятий инструктор следит за состоянием ребенка. У малышей важно учитывать реакцию на различные виды упражнений. Если какое-либо движение причиняет боль, следует заменить его или уменьшить интенсивность воздействия на зону дискомфорта. При появлении неблагоприятных реакций необходимо обратиться к врачу для коррекции курса реабилитации. Нельзя допускать переутомления ребенка, потому что это может спровоцировать приступ эпилепсии.

Противопоказания для ЛФК

Занятия у детей, которые страдают ДЦП с эпилепсией, проводятся в щадящем режиме. Поэтому в большинстве случаев физическую активность не ограничивают. Исключениями являются следующие противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • тяжелая сопутствующая патология;
  • нарушение сознания;
  • состояние после генерализованных припадков, которые сопровождаются выраженным психомоторным возбуждением, агрессией, психотическими расстройствами;
  • увеличение частоты судорожных приступов.

При улучшении неврологического статуса врач может возобновить курс реабилитации.

Эпилептическая активность у детей, страдающих ДЦП, не является абсолютным противопоказанием. Соблюдение рекомендаций специалистов позволяет улучшить статические и двигательные функции ребенка, что является в дальнейшем важным фактором адаптации в социальной среде.