Лечебная физкультура для детей с инвалидностью

Детский церебральный паралич – это патологическое заболевание. Если ребенку поставили такой диагноз, значит, у него поражен определенный отдел мозга. Бывают случаи, когда поражаются несколько отделов. Паралич центральной нервной системы может наступить у ребенка еще тогда, когда он находится в утробе, а также уже после рождения.

Это заболевание достаточно серьезное, и может со временем развиваться. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации и исправить ее, необходимо выполнять различные упражнения по специальным методикам.

Особенности проведения ЛФК для детей инвалидов

Адаптивная физкультура для детей инвалидов необходима для того, чтобы восстанавливать функции организма. Если с грамотной периодичностью выполнять специальные упражнения, то можно бороться с параличом и способствовать его торможению. Постоянная работа с детьми – залог возвращения контроля над движениями. Координация будет постепенно возвращаться, а значит, улучшится чистота движений всеми частями тела.

Физическая реабилитация детей инвалидов, проводимая с малышами, страдающими ДЦП, проводится с целью улучшить и облегчить их жизнь. Если постоянно осуществлять комплекс всех необходимых мероприятий и постоянно развивать детей в инвалидной коляске, то ребенок, в итоге, сможет выполнять даже работу, не говоря уже о самостоятельном обслуживании. Проведение ЛФК позволит постепенно улучшить точность движений и жить нормальной жизнью.

Если родителям сообщат, что у их ребенка обнаружена эта патология, то необходимо действовать незамедлительно.

Во-первых, стоит определиться с набором упражнений и методикой. Необходимо начинать от легких и переходить к более сложным занятиям. ЛФК также может назначаться, если есть предпосылка или незначительные отклонения.

Основные принципы, по которым необходимо производить восстановление двигательных возможностей:

  • специальные упражнения должны проводиться одни за другими, а перерывы между ними минимальны;
  • крайне не рекомендуется нарушать систему и регулярность, пропуская занятия;
  • специалисты рекомендуют постепенно наращивать физическую нагрузку, чтобы укреплять мышечные ткани и сухожилия;
  • профилактические упражнения должны быть индивидуальными для каждого малыша, с учетом определенных физических отклонений;
  • курс ЛФК должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивать не только физический, но и психологический прогресс;
  • при назначении курса необходимо учитывать возраст.

Немаловажно проводить коррекционно-воспитательную работу, чтобы компенсировать все нарушения функций организма. Чем раньше будет назначена лечебная физкультура для детей инвалидов, тем быстрее они станут прогрессировать. Нельзя упустить ни один день. Чем младше ребенок, тем лучше он поддается улучшению опорно-двигательной системы.

Какие специалисты проводят ЛФК для детей с диагнозом инвалидность

Дети в инвалидной коляске занимаются с инструкторами ЛФК, а также родителями. Специалисты разрабатывают комплекс тренировок, следят за развитием и, при необходимости, вносят корректировки. Важной составляющей работы инструкторов является психологическая сторона. Грамотный специалист будет делать все необходимое, чтобы у детей было желание и настроение работать.

Какие задачи ставят тренеры перед собой:

  • научить ползать на животе, уметь становиться на четвереньки и передвигаться в таком положении;
  • улучшить координацию, повысив уровень двигательного развития, научив стойке на коленях, самостоятельному подъему с пола, используя на начальных этапах подручные средства, ставить ноги и выпрямлять их, стоять рядом с опорой, держась или не держась за нее;
  • скорректировать проточную сгибательно-приводящую установку кистей;
  • улучшить подвижность суставов рук, плечевого и тазобедренного пояса;
  • научить преодолевать патологические тонические рефлексы;
  • развить статистическую и динамическую устойчивость;
  • сформировать предметную манипуляцию руками;
  • улучшить ориентировочную способность;
  • способствовать развитию жестикуляционной речи.

Это далеко не все задачи, стоящие перед специалистами. Во многом они зависят от имеющихся способностей и возможностей. Чем точнее будут составлены планы, тем проще будет добиваться успеха в развитии.

Виды упражнений

Главный принцип подбора методики и набора упражнений – индивидуальность. Презентация занятий физкультурой с детьми инвалидами всегда начинается именно с такого слогана. Врачи определяют, как проявляется патология, и только после этого назначают определенный вид лечебных упражнений. Это могут быть и специальные гимнастические упражнения, и купание в бассейне.

Упражнения, стимулирующие развитие двигательного аппарата

Пример №1

Исходное положение: ребенок садится на пятки таким образом, чтобы стопа максимально ровно находилась на поверхности. Далее инструктор или член семьи становится впереди и кладет руки себе на плечи и фиксирует область таза своими руками. После этого начинается постепенное наклонение таким образом, чтобы в конечном итоге он оперся на колени.

Далее необходимо взяться ладонями за подмышки и наклонять в разные стороны. Со временем необходимо немного ослаблять свое усилие, чтобы обучаемый пробовал сам перемещать центр массы. Амплитуда должна быть такая, чтобы при перенесении тяжести на одну ногу другая отрывалась от пола. Когда это будет получаться, можно пробовать разводить ручки по сторонам, чтобы улучшалось равновесие.

Существуют упражнения, которые стимулируют двигательный аппарат

Пример №2

Исходное положение: малыш сидит на стуле, а тренер становится впереди, лицом к нему. Дальше необходимо выполнить фиксацию ножек малыша своими ногами, взять его за руки и аккуратно потягивать их к верху, на себя и в стороны. Со временем стараться делать так, чтобы он опирался на ноги и вставал в таком положении при помощи инструктора и самостоятельно.

Развитие гибкости и растяжки

Пример №3

Исходное положение: ребенок садится на пол и вытягивает ноги ровно, таким образом, чтобы корпус тела находился в перпендикулярном положении. Естественно, обучающий должен постоянно находиться рядом и помогать. На выдох выполняются наклоны вперед. Нужно стараться, чтобы обучаемый тянулся руками к кончикам ног. При необходимости, можно помогать при наклоне.

Упражнения, способствующие расслаблению

Пример №4

Для расслабления верхних конечностей необходимо, чтобы малыш лег на спину. Далее инструктор фиксирует ему туловище. Можно аккуратно сесть на ребенка, не опираясь всем весом тела. Далее, фиксируя одной рукой область плеча, тянет за руку вверх. В таком положении необходимо подождать 10-15 секунд. Дальше другую руку.

Также предлагаем вам видео:

Советы специалистов

Практически все специалисты, которые длительное время работают с детьми, больными ДЦП, отмечают, что они значительно быстрее развиваются, если проводить упражнения постоянно, начиная с самого раннего возраста. Кроме этого, они отмечают важность индивидуального подхода к каждому малышу. Учитывать необходимо все особенности пациентов.

Упорный труд и любовь к детям – залог успеха при проведении ЛФК.