Особенности ухода за больным и лечение идиотии

Рассматриваем глубокую степень умственной отсталости — идиотии, уход за ребенком с этой болезнью для родителей.

Степени заболевания

Умственная отсталость — одна из наиболее распространенных форм патологий детского развития.

Она имеет 3 степени:

  • дебильность,
  • имбецильность,
  • идиотия.

Ниже мы поговорим о методах лечения больных с последней стадией этого заболевания, специфике ухода за ними и перспективах улучшения состояния в дальнейшем.

Идиотия представляет собой самую глубокую стадию афрении. Для нее характерны следующие особенности:

  • Стремительное развитие в подростковом и зрелом возрасте.
  • При ней невозможно функционирование высших психических функций — памяти, внимания, эмоциональной и двигательной сферы, восприятия, речевой деятельности. Она может быть ограничена только нечленораздельными звуками.
  • Полное отсутствие мышления.
  • Склонность к аутоагрессии — нанесение себе ударов, царапин, выбивание зубов.
  • IQ составляет не выше 20 единиц.

Виды идиотии

Выделяют несколько типов идиотии по ее этиологии:

  • миксематозная,
  • ксеродермическая,
  • гидроцефальная,
  • амавротическая,
  • дизостотическая,
  • тимическая.

А также торпидную и возбудимую формы заболевания.

Миксематозная идиотия связана с гипофункцией щитовидной железы. У больных обнаруживается недостаточная концентрация тироксина в кровяном русле.

Данный гормон напрямую влияет на умственное развитие, поскольку под его воздействием происходит формирование коры головного мозга. Тироксин влияет на строительные и синтетические процессы этого органа. У детей он отвечает за освоение новых навыков и за запоминание информации.

Ксеродермическая передается по наследству. Проявляется малым ростом, олигофренией, гипоплазией репродуктивных органов, неврологическими патологиями, ксеродермией.

Гидроцефальная возникает в результате повреждений головного мозга из-за накопления в нем церебноспинальной жидкости.

Амавротическая развивается на фоне нарушенного ганглиозидного метаболизма. Наблюдается снижение зрения, умственных способностей, судороги, гипотония мыщц, гибель зрительных нервов, остановка психического развития.

Если она развивается во взрослом возрасте, происходит стремительная деградация личности, прогрессирующее снижение слуха, расстройства работы мозжечка, психосиндром.

Амавротическая идиотия может проявиться в первые полгода жизни, в дошкольном, пубертатном, иногда во взрослом возрасте.

При дизостотической поражена центральная нервная система, имеются патологии костного вещества, внутренних органов.

Тимическая появляется из-за нарушения функционирования тимуса.

Торпидная и экзальтированная форма.

При торпидной пациент излишне заторможен.

При экзальтированной идиотии он чрезмерно возбудим. Больной кричит, проявляет агрессию по отношению к себе и окружающим, совершает бессмысленные движения. Они стереотипны и однообразны.

Причины

Причины глубокой умственной отсталости:

  1. Наследственные или генные заболевания вследствие нарушения структуры или числа хромосом (синдром Лежена, синдром Дауна, гаргоилизм, галактоземия).
  2. Резус-конфликт матери и плода.
  3. Врожденные аномалии структур головного мозга, микроцефалия.
  4. Перенесенные матерью вирусные инфекции (листериоз, краснуха).
  5. Родовая травма.
  6. Интоксикация плода в утробе (прием матерью барбитуратов, антибиотиков, ее алкоголизм).

Симптомы

Симптомы идиотии:

  • У больного отсутствует или резко снижена реакция на любые внешние раздражители.
  • Ребенок не реагирует на мать, не отличает ее от другого человека.
  • Эмоциональные проявления крайне ограничены. Они сводятся только к ощущениям удовлетворения и неудовлетворения.
  • Инстинкты преобладают над рассудком.
  • Неспособность управлять актами мочеиспускания и дефекации.
  • Прожорливость и попытки питаться несъедобными предметами.
  • Постоянный и открытый онанизм.
  • Сильные нарушения координации движений. Больные крайне редко способны самостоятельно ходить.
  • Не развитая моторика.
  • Поведение никогда не мотивировано внешними факторами. Присутствует склонность к импульсивным действиям.
  • Мимика либо полностью отсутствует, либо выражает беспричинную агрессию.
  • Чувствительность на болевые ощущения сильно снижена. Неспособность отличить горячее от холодного, сладкое от соленого, мягкое от твердого.
  • Больные не понимают обращенную к ним речь. Ориентируются по интонации и мимике говорящего человека. Не могут самостоятельно вступать в контакт.
  • Не ориентируются в пространстве и времени.

Глубокая степень умственной отсталости нередко сопровождается аномалиями соматического развития: пороки сердца, сращения пальцев, недоразвитость конечностей, мозговые или спинномозговые грыжи, а также слепотой, глухотой, снижением чувствительности вкусовых, обонятельных рецепторов. К концу жизни развитие относительно сохранных больных приближено к уровню 2-3 летнего ребенка

Диагностика

Диагноз ставит невролог или педиатр.

Специалисты оценивают сохранность рефлексов, степень развития мышления, эмоциональную сферу, психическое состояние, когнитивную сферу, проводят компьютерную томографию или МРТ для более точной картины.

Терапия

Полное выздоровление невозможно. Лечение носит симптоматический и патогенетический характер.

При нарушении метаболизма или эндокринных нарушениях, вызвавших отставание в умственном развитии, назначают заместительную терапию недостающими ферментами или гормонами.

Симптоматическое лечение направлено на смягчение проявлений патологии. Больным вводят общеукрепляющие средства. Для излишне возбудимых детей применяют седативные средства, нейролептики, транквилизаторы. При сильной заторможенности пациента проводят лечение психостимуляторами.

При гидроцефалии головного мозга показана дегидратационная терапия. Почти всем пациентам требуются препараты, способствующие частичному восстановлению психических функций, лечебная физкультура. Противосудорожные средства могут назначить при склонности к припадкам.

Уход за детьми с идиотией и их социализация

Ребят с идиотией помещают в специализированный интернат для умственно отсталых. Жизнь в семье для них невозможна.

За больным с глубокой умственной отсталостью необходим круглосуточный надзор. Он абсолютно беспомощен, может причинить вред себе и окружающим. В учреждениях к нему всегда должны быть приставлены 2-3 специалиста. В тяжелых случаях — больше.

Уход заключается в следующем:

  • Круглосуточный надзор.
  • Удовлетворение основных потребностей: еда, сон, гигиена, безопасность. Желательно подробное проговаривание вслух своих манипуляций, связанных с едой, сном, посещением туалета, гигиеническими процедурами. Это повысит шансы на возможность усвоения некоторых навыков.
  • Создание благоприятной эмоциональной обстановки.
  • Понимание и умение чувствовать, что нужно больному на данный момент.

У некоторых пациентов психические функции относительно сохранены.

Например, одни дети способны понимать настроение говорящего с ними человека по мимике и интонации, а другие не могут даже, к примеру, ответить улыбкой в ответ на приятный раздражитель.

Это зависит от сопутствующих патологий, степени органического поражения мозга, формы заболевания, общего состояния организма, этиологии болезни.

Тех, у кого они сохранены в большей степени, обучают элементарным действиям по специально разработанной методике. В основном предметом обучения становятся навыки элементарной ориентации по удовлетворению основных потребностей. Для их усвоения необходимо многократное повторение в течение нескольких месяцев или лет.

Относительно сохранного больного можно научить различать цвета и выполнять элементарные зрительно-моторные ориентации.

Например, можно научить запоминать свою комнату, кровать, место за столом. Но ориентации обязательно должны быть связаны с удовлетворением его витальных потребностей – сон, еда, гигиена.

Некоторые пациенты к 13-15 годам могут совершать элементарные действия под контролем — пользоваться туалетом, мыть руки, умываться.

В подростковом возрасте идет переход от детских помещений к взрослым. Больного помещают в специализированное учреждение вне стен больницы. Но при осложненном протекании болезни пациенты вынуждены находиться в лечебном стационаре на протяжении всей жизни.

Прогноз

Возможен благоприятный прогноз при должном уходе. При нем больной доживает до 25 лет и более.

Все зависит от сопутствующих заболеваний и количества сохраненных функций. Смерть может наступить из-за интеркуррентных, инфекционных болезней или несчастных случаев при кратковременном отсутствии надзора.

Но при недостаточном уходе и контроле пациенту грозят:

  • Совершение социально опасных поступков.
  • Травмы или смерть из-за нанесенного себе вреда.
  • Обострение имеющихся заболеваний.

В целом лечение больных идиотией направлено на смягчение симптомов заместительной терапией при эндокринных патологиях или нарушениях обмена веществ.

Особенности ухода включают в себя помещение в специализированное учреждение, круглосуточный надзор, обеспечение безопасности в окружающем пространстве, удовлетворение витальных потребностей, купирование агрессии или сильной заторможенности, обучение простейшим навыкам зрительной ориентации, связанных с основными потребностями у относительно сохранных больных.

А тяжелых пациентов помещают в специальное учреждение и оказывают им должный уход на протяжении всей жизни.