Детская Лечебная Физическая Культура

Адекватная физическая активность — неотъемлемое условие, необходимое для правильного развития организма. ЛФК может использоваться как для коррекции уже проявившихся отклонений, так и для их профилактики.

При многих заболеваниях комплекс, подобранный с учетом особенностей конкретного организма, при регулярном выполнении оказывает лечебный эффект, не уступающий результатам медикаментозного воздействия. А при проблемах с опорно-двигательным аппаратом порой является единственным средством, способным привести к полному восстановлению.

Плюсы от занятий ЛФК

Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:

  • сформировать осанку;
  • развить мышечный корсет спины;
  • обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
  • устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
  • скорректировать плоскостопие;
  • нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.
ЛФК оказывает позитивное влияние на детей, страдающих заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, проблемами с пищеварением и ожирением, нарушениями в развитии или травмами опорно-двигательного аппарата.

Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.

Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям. Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.

Особенности детской ЛФК

При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:

  • возраст;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • психическое состояние;
  • общее физическое состояние.

Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.

Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.

Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:

  • кривошея;
  • плоскостопие или косолапость;
  • ДЦП.

Важно!

Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.

Противопоказания

Абсолютными противопоказаниями к назначению ЛФК считаются следующие состояния:

  • острые заболевания;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • нарушения сердечного ритма;
  • кровотечения;
  • злокачественные образования.

Если ребенок заболел, у него наблюдается жар и общее недомогание, занятия следует отложить до момента выздоровления.

Разновидности упражнений

Упражнение, применяемые в ЛФК, делятся на 2 типа:

  • предназначенные для укрепления организма в целом и повышения выносливости;
  • нацеленные на проработку определенной зоны, например, формирование мышечного корсета спины при сколиозе.

При другой классификации выделяют динамические, в зависимости от возраста ребенка, представляющие собой активные или пассивные движения, а также статические упражнения, сводящиеся к принятию определенной позы и удержанию ее в течение установленного времени.

В дополнение различают следующие виды движений:

  • дыхательные;
  • рефлекторные;
  • координационные;
  • растягивающие;
  • расслабляющие;
  • коррегирующие.
Важно грамотно комбинировать все виды упражнений для гармоничного развития организма ребенка.

Многие специалисты относят к ЛФК не только комплекс, направленный на коррекцию какого-либо недостатка, но и обычные активные игры или занятия спортом. Так, бег на коньках и лыжах помогает развивать мышцы голени и стопы и предотвращает формирование плоскостопия.

Правила при занятиях ЛФК

Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:

  • постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
  • отсутствие боли при движениях;
  • проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
  • занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
  • разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
  • приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.

Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.

Например, при кифозе показано растяжение грудной клетки и укрепление плечевого пояса, а при сколиозе гимнастика должна быть направлена на работу с позвоночным столбом и создание поддерживающего его корсета.

Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей

Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:

  • установка правильного положения тела;
  • ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
  • ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
  • поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
  • попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
  • стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
  • из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
  • приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
  • подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
  • подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
  • лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
  • по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
  • прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
  • лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
  • стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
  • поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
  • выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
  • ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.

При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.

Упражнения при плоскостопии

Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • разминка;
  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном крае стопы;
  • ходьба с поджатыми пальцами;
  • удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
  • ходьба по гимнастическому бревну.

Особенности упражнений для детей разных возрастных категорий

Если речь идет о младенцах, начинать и завершать занятия рекомендовано поглаживаниями, желательно не забывать про них и между подходами. При работе с маленькими детьми должны активно использоваться рефлекторные упражнения. К ним относятся такие приемы, как:

  • действия, вызывающие ответное движение пальцев ребенка: нажатие на подошву у основания пальцев и поглаживание наружной стороны стопы по направлению к пятке;
  • действия, приводящие к выпрямлению позвоночника: проведение пальцами вдоль столба по направлению к голове позвоночника;
  • стимуляция ползания.

Для тех, кто старше 3 месяцев, в комплекс добавляют пассивные движения, а именно:

  • сгибание и разгибание рук и ног;
  • скрещивание и разведение рук;
  • перевороты на живот и обратно;
  • поощрение ребенка тянуться за игрушкой.

Важно: все комплексы упражнений должны выполняться только после консультации с педиатром, неврологом и ортопедом. Несмотря на кажущуюся легкость и незначительность, неграмотное воздействие может навредить ребенку.

Активные упражнения включаются, когда ребенок начинает учиться стоять и ходить. До 1,5 лет рекомендованы индивидуальные занятия. Для детей старшее желательны групповые программы.

Численность групп не должна превышать 6 человек.

Занятия с детьми школьного возраста и старше должны включать в себя дыхательные и расслабляющие упражнения. Обязательно наличие игровых моментов, повышающих заинтересованность.

Количество упражнений и число повторов каждого из них во многом зависит от возраста ребенка. Так, составляя программу занятий, важно помнить, что дети младшего возраста, несмотря на свою высокую активность, быстро утомляются, поэтому не смогут выполнять зарядку длительное время. Для школьников младших классов рекомендованы занятия максимальной продолжительности, а подросткам следует подбирать более сложные, но и более короткие комплексы.